По пути джадидов

    Мнение 5 января 2024 3763

    Президент Шавкат Мирзиёев на расширенном заседании Республиканского совета по духовности и просветительству 22 декабря 2023-го отметил, что сегодня нашему народу как никогда важно следовать по пути, указанному предками-джадидами. Ведь их идеи и предложения полностью созвучны Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

    Глава государства подчеркнул: в настоящее время, когда страна вступает в новый, более высокий этап своего развития, ей наряду с достижениями мировой науки, как воздух и вода, необходимы зрелые кадры, воспитанные в духе национальных ценностей. То есть такие, как наши предки-джадиды. В этом контексте на заседании была обсуждена и недавняя Ташкентская конференция «Джадиды: идеи национальной идентичности, независимости и государственности», которая вызвала большой интерес мирового научного и культурного сообщества. Также озвучено: планируется принятие постановления Президента, направленного на дальнейшее изучение наследия великих просветителей и вывод соответствующей деятельности на новый уровень.

    Отрадно отметить, что восстанавливается во всей полноте доброе имя джадидов, ведется полномасштабная работа по продвижению их идей в новых реалиях. Тем более если присмотреться, среди нас - современников - есть прямые продолжатели дела джадидов. Хотелось бы в качестве одного из примеров привести семью профессора Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктора экономических наук Бахтиёра Исламова.

    Дедушка Б. Исламова - Исламходжа сын Юнусханходжи - имел хорошее образование, был убежденным и активным сторонником идей джадидизма. Он вырос в Шайхантахурском районе столицы в одной махалле с Мунаввар кары Абдурашидхановым. Они были знакомы с ранних лет. В юности увлеклись идеями просвещения и сыграли весомую роль в процессе создания новометодных школ.

    Первые подобные учебные заведения начали открываться джадидами в 1893 году. Основная их цель - модернизация системы образования. Уже к 1910-му в разных районах Туркестана открылось около 50 таких школ, крупными центрами стали Ташкент (20) и Коканд (16). Перед революцией 1917-го в Туркестане действовало порядка ста учреждений, где обучалось от восьми до десяти тысяч детей. Джадиды стремились к тому, чтобы ребята овладевали практическими знаниями. Учебная программа в новометодных школах включала чтение, тюркскую письменность или фарси, арифметику, историю, географию. То есть большое место в процессе занимали научные изыскания. В результате обучение в этих школах было ориентировано на подготовку современно мыслящей молодежи с широким кругозором, владеющей не только религиозными, но и светскими знаниями.

    Вышеупомянутый Мунаввар кары Абдурашидханов стал одним из лидеров джадидов, преподавал в ташкентском медресе, где учились несколько молодых людей, ставших впоследствии известными писателями. Он разработал новую программу, которая включала наряду с изучением священных традиций арабскую и тюркскую грамматику, право наследования, арифметику, всемирную географию. М. Абдурашидханов подготовил самый ранний учебник для новометодных школ «Первый учитель», где поделился методикой обучения грамматике. В следующем труде «Второй учитель» просветитель изложил основы обучения чтению и письму, а также затронул вопрос взаимоотношений в семье. Он же подготовил первый учебник по математике.

    Среди последователей Мунаввар кары, преподававших в новометодной школе по его программам, был и Исламходжа. Молодой человек придерживался современных взглядов, а потому супругу искал образованную и близкую по духу к идеям джадидизма. В итоге женился на Хабибахон - девушке, воспитанной дядей по отцовской линии - одним из первых узбеков в городе, кто стал изготавливать вакцину и начал прививать детей и взрослых от оспы. Еще в детские годы, помогая ему, Хабибахон научилась не только читать и писать, но и на практике освоила азы биологии и медицины. А главное, получила уроки самоотверженного служения народу.

    Вскоре после кончины мужа Хабибахон-ая была вынуждена выйти на работу. Ввиду своей грамотности устроилась в одну из первых типографий Ташкента, где проработала около десяти лет. Трудилась усердно и ответственно. Такое отношение к работе стало примером для всего коллектива, что и заметило руководство. В 1927 году ее выдвинули на ответственную должность заведующей женским отделом Ташкентского старогородского райкома партии. Хабибахон-ая (набожная женщина с очень твердыми моральными устоями и принципами) была привержена идеям просветителей и считала, что девочки должны получать светские знания наравне с мальчиками, пусть и в отдельных школах. Распространяла эти идеи среди матерей девушек.

    Она активно выступала за равенство мужчин и женщин в плане получения образования и права на трудовую деятельность. Когда столица Узбекистана переехала в Самарканд, Хабибахон пригласили на новое место, где она показала, что может умело работать не только с людьми, но и с документами. В 1932 году вернулась в родной город, когда Ташкент вновь обрел статус столицы. Вскоре вышла на пенсию, поселилась в новостройке в Рабочем городке вместе с сыновьями Анваром и Нишаном, а также осиротевшим племянником мужа Саидрасулом, которого бабушка усыновила.

    Анвар (отец нашего героя Бахтиёра Исламова) родился летом 1911-го в самом центре Ташкента. Именно с него начинается род Исламовых. Эту фамилию уже более века с гордостью носит семья. Рано оставшись без папы, мальчик с детства сознавал, что его будущее зависит главным образом от него самого. Окончив с отличием школу-интернат, в 1925 году Анвар Исламов поступил в техникум, где в то время посредством просвещения в молодежь закладывали основы беззаветного служения народу джадиды, в том числе приятель отца Анвара - Мунаввар кары Абдурашидханов.

    В 1928-м А. Исламов окончил техникум с отличными оценками практически по всем предметам. Свободно говорил и писал по-узбекски и по-русски, владел арабским письмом. Но интерес к математике все-таки привел его на физико-математический факультет Высшего педагогического института (ныне - Самаркандский государственный университет имени Шарафа Рашидова). Предметы давались Анвару легко. Быстро усваивая материал, молодой человек помогал однокурсникам, уже тогда проявляя отличные педагогические способности. Летом 1929 года во время каникул выезжал с активистами в Ферганскую долину (Коканд) и на юг (Сурхандарьинская область), возглавляя комиссию по ликвидации неграмотности населения.

    Все это позволило ему, еще будучи студентом, начать преподавательскую деятельность в качестве учителя математики в техникуме. С февраля 1932-го по июль 1933-го молодой специалист также вел занятия в самаркандском институте для работающей молодежи. А по окончании вуза вернулся в Ташкент и стал преподавать высшую математику в Транспортном институте. Несмотря на молодость, он пользовался авторитетом в коллективе и среди студентов. А уже в 1935-м женился на племяннице сторонника джадидов Хамидуллы Арифханова.

    Учитывая выдающиеся организаторские способности, а также политическую зрелость, тридцатилетнего А. Исламова назначают на руководящую должность сначала в Ташкентской области, а затем в Андижанской. Там он, выполняя в годы Второй мировой войны ответственные задания, связанные с работой по укреплению тыла, принятию и адаптации эвакуированных (включая деятелей науки, образования и культуры), наилучшим образом проявил себя. В 1942-м Анвара Исламова призывают в действующую армию. Он участвовал в боях по защите Сталинграда (сейчас - Волгоград), битвах под Курском, за освобождение от фашизма Беларуси и Польши. До окончания войны служил на фронте и участвовал в штурме Берлина, где после был оставлен еще на год для службы.

    По возвращении домой, работая в 1946-1951 годах на должности ректора Ташкентского государственного педагогического института имени Низами (ныне - университет), внес вклад в восстановление статуса этого вуза как ведущего центра республики по подготовке нацио­нальных педагогических кадров. Затем трудился в ряде отечественных высших учебных заведений, в том числе профессором на кафедре высшей математики Ташкентского университета информационных технологий, где до конца жизни вел занятия по математическому анализу на узбекском и русском языках.

    А. Исламов неустанно трудился над совершенствованием методики преподавания математической науки, созданием и улучшением учебных пособий по данному предмету. Ряд незаурядных научных статей по математической теории отражает его вклад в науку, а многочисленные учебно-методические пособия продолжают помогать студентам и начинающим учителям в познании секретов математического анализа. Заслуги Анвара Исламова достойно отмечены как нашим народом, так и правительством. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан». Также он награжден орденами Красной Звезды, Знак Почета, Отечественной войны I и II степеней, медалями и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекистана.

    Вместе с тем в 30-е годы прошлого столетия, на которые пришлась молодость А. Исламова, несмотря на репрессии, появились молодые люди - продолжатели джадидских традиций по массовому просвещению населения, стремившиеся, овладев современными знаниями, всемерно содействовать развитию науки и образования в Узбекистане. В их рядах был и Анвар. Всю свою жизнь (более 60 лет) посвятил делу воспитания высококвалифицированных специалистов - учителей математики и инженеров, в том числе в области железнодорожного транспорта и связи, а также экспертов в сфере информационно-коммуникационных технологий.

    1 сентября 1991 года в жизни ученого начался новый этап. Воодушевленный независимостью Родины, открывшимися возможностями, он приступил к написанию серии учебных пособий по высшей математике на государственном языке. Так, в последние годы своей жизни (1991-1994) А. Исламов издал четыре книги по важным аспектам математического анализа. Три из них - пособия по дифференциальным интегральным исчислениям, а четвертая посвящена анализу становления и развития системы преподавания высшей математики в Узбекистане в ХХ веке.

    В опубликованном в 1991-м труде «Высшее математическое образование в Узбекистане» А. Исламовым всесторонне обобщен опыт и проанализирован вклад ученых и преподавателей в достигнутый уровень высшей математической науки. Эта книга еще многие годы будет являться ценным источником для специалистов, ступивших на путь служения Родине на ниве подготовки математических кадров.

    Анвар Исламов прожил славную жизнь. Был отличным сыном, братом и мужем, отцом пятерых детей. Все выросли достойными гражданами Узбекистана, получили хорошее воспитание и образование, окончив высшие учебные заведения. Сыновья, выбрав самые востребованные специальности в области ядерной физики, вычислительной математики и информатики, химии растительных веществ, мировой экономики, завершили в своих областях аспирантуру, трое защитили кандидатские диссертации, а один стал доктором наук, профессором.

    Бахтиёр Исламов окончил Московский государственный институт международных отношений и аспирантуру Института экономики мировой социалистической системы. Защитив кандидатскую диссертацию в 1981-м, вернулся в Ташкент с новыми знаниями и продолжил научно-педагогическую и практическую деятельность, работая ассистентом в вузе и заведующим отделом в Министерстве иностранных дел. В 1987 году, завершив Курсы усовершенствования руководящих кадров Дипломатической академии, возглавил Отдел внешних связей Академии наук Республики Узбекистан и содействовал укреплению ее международных научно-технических связей.

    В 1991-1992 годы в составе первой тройки молодых ученых, направленных в США из Узбекистана, стажировался в Гарвардском университете, где опуб­ликовал брошюру в Институте международного развития и партнерства. Полученные знания использовал прямо по назначению в преподавании нового для нашего государства курса лекций по международному экономическому развитию на английском языке и созданию кафедры международного экономического развития и международных отношений в Ташкентском государственном экономическом университете, где он в первой половине 1990-х был заведующим кафедрой и проректором по международным экономическим отношениям.

    Шесть лет работал профессором в ведущих японских университетах Тохоку, Хитоцубаши и Хоккайдо, опуб­ликовав результаты своих исследований в виде серии статей в научных журналах ряда зарубежных стран. Издал книгу в престижной в Японии экономической серии монографий Университета Хитоцубаши (Токио), будучи первым и пока единственным добившимся этого иностранцем. Защитил докторскую диссертацию. В 2002-2012 годах трудился в качестве посла Республики Узбекистан в Российской Федерации и более четырех лет - в МИД РУз советником и заместителем министра.

    Последние 12 лет Б. Исламов - профессор ТФ РЭУ имени Г. В. Плеханова, где щедро делится знаниями со студентами и докторантами. Является автором и соавтором свыше 250 публикаций, в том числе 21 монографии и пяти брошюр, 69 журнальных статей, 42 научных докладов, десяти учебников и учебных пособий (из них около ста опубликованы за рубежом). Имеет пять иностранных и шесть отечественных авторских свидетельств. Защитил докторскую диссертацию впервые в Узбекистане на английском языке с участием двух знаменитых иностранных профессоров, отметивших вклад Б. Исламова в мировую экономическую науку в области сравнительного анализа «ловушек» системной трансформации и интеграции в мировую экономику на примере стран Центральной Азии.

    Создал базу для научной школы, подготовил трех докторов и трех кандидатов экономических наук. Готовятся к защите под его руководством еще десять соискателей степени DSc и PhD, пятеро из которых успешно прошли предзащиту на уровне кафедр, а одна - научный семинар. Является председателем докторского совета Вестминстерского университета по направлению «Менеджмент», членом докторских советов УМЭД и ТФ РЭУ. Работал в качестве первого директора Филиала МГИМО в Ташкенте в 2019-2020 годы.

    В настоящее время продолжает трудиться на должности профессора на кафед­ре «Международная экономика и бизнес» в Ташкентском филиале РЭУ имени Г. В. Плеханова и на кафедре «Мировая экономика» ТГЭУ. Является почетным послом Университета Хоккайдо в Узбекистане, академиком Международной академии Меценатства.

    Вместе с супругой воспитали троих детей и имеют пять внуков. Старшие дети, окончив магистратуру МГИМО, работают по специальности, укрепляя международные образовательные и инвестиционные связи Узбекистана. Очевидно, что в этой семье, в которой на протяжении 125 лет вот уже несколько поколений неизменно следуют принципам джадидизма в области образования, науки и просветительства, есть кому продолжить традиции просветителей.

    На днях Б. Исламову исполняется 70 лет. Свой юбилей доктор экономических наук, профессор Бахтиёр Анварович встречает в расцвете творческих сил, активно участвуя в подготовке современных кадров, бакалавров и магистров, а также PhD и DSc по экономическим наукам.

    Каландар Абдурахманов.
    Академик.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates