Отмечалось, что в последние годы в стране созданы правовые механизмы для добычи драгоценных металлов непромышленным способом с целью развития предпринимательства, повышения благосостояния населения и создания новых рабочих мест.
В частности, после принятия постановления Президента от 26 ноября 2018 года «О мерах по созданию условий для осуществления деятельности по старательской добыче драгоценных металлов» в 2019-2023 годах через «Е-аукцион» выданы разрешения на осуществление деятельности по старательской добыче драгоценных металлов на 270 объектах.
Проведенные изучения, непосредственный диалог с населением, анализ состояния исполнения законодательных актов и правоприменительной практики показали наличие ряда проблем и недостатков в сфере.
В частности, в результате непроведения уполномоченными органами достаточной пропагандистской работы относительно преимуществ легальной добычи золота и драгоценных металлов в Ташкентской, Наманганской, Джизакской, Навоийской, Бухарской и Самаркандской областях из года в год увеличиваются случаи незаконной добычи населением золота и драгоценных металлов на открытых площадках.
В 2020 году возбуждено 34 административных дела по фактам незаконной добычи золота и драгоценных металлов, в 2021 году этот показатель составил 463, а в 2022 году - почти 1500.
В результате несоблюдения требований безопасности при добыче полезных ископаемых на открытых площадках в 2021-2022 годах и за 10 месяцев 2023 года около 30 граждан погибли в результате воздействия угарного газа или оказавшись под песками и камнями.
Кроме того, известны случаи вовлечения несовершеннолетних в незаконные процессы добычи золота на открытых площадках.
Вместе с тем, размер штрафа, установленного в соответствии со статьей 702 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан в отношении лиц, занимающихся незаконной добычей руд, содержащих золото и драгоценные металлы, небольшой, что также является причиной повторного совершения нарушений одними и теми же лицами.
В частности, физическими лицами неоднократно совершались 102 случая незаконной добычи драгоценных металлов.
Кроме того, не охраняются шахты и карьеры, зарезервированные АО «НКМК», АО «АКМК» и др., хотя окружены забором.
Территориальными экспедициями Министерства горнодобывающей промышленности и геологии не приняты меры по полному закрытию шахт и штолен в установленном порядке после завершения работ по проекту, что создает условия для незаконной старательской добычи драгоценных металлов на указанных территориях.
Нет нормативно-правового акта, касающегося проведения экспертизы по определению содержания драгоценных металлов в рудных камнях.
После обсуждения Комитетом в Кабинет Министров Республики Узбекистан внесен ряд предложений по устранению с привлечением ответственных министерств и ведомств недостатков и проблем в сфере.
В частности, даны указания по разработке соответствующей межведомственной «дорожной карты», направленной на устранение недостатков, установлению строгого контроля за ее исполнением, пересмотру и совершенствованию действующих законодательных актов, в том числе соответствующих мер ответственности в Кодексе об административной ответственности и Уголовном кодексе, касающихся старательской добычи драгоценных металлов на участках недр.
Также Кенгашам народных депутатов Ташкентской, Наманганской, Джизакской, Навоийской, Бухарской и Самаркандской областей, районов (городов) рекомендовано регулярно критически обсуждать состояние проводимой работы по предупреждению незаконной старательской добычи драгоценных металлов с привлечением руководителей ответственных территориальных ведомств.
По итогам мероприятия принято решение Комитета по вопросам обороны и безопасности, в котором отражены эти предложения.









