Сегодня опыт преподавания, находящийся в поле зрения педагогов разных стран мира, воплощен в финской системе образования. Уже более десяти лет 15-летние школьники этого государства регулярно показывают лучшие результаты в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Успех экономического развития Финляндии зиждется на высоком профессионализме учителей. Их статус и независимость способствуют качественному проведению занятий. Образовательная политика направлена на обеспечение равенства в получении учащимися знаний. Также важным фактором является децентрализация контроля над школами.
В Финляндии 20 университетов (в десяти из них готовят педагогов) финансируются правительством. Ответственность за разработку учебных программ возлагается на местные муниципалитеты и школы. Согласно законодательству, преподаватели должны разрабатывать учебную программу в сотрудничестве с местными органами здравоохранения и социальными службами.
Особенность финской системы обучения в том, что она опирается на культуру доверия и плодотворное сотрудничество. В школах страны учителей в зависимости от их образования и специализации можно разделить на учителей дошкольного образования, искусства и технологии, музыки. При этом педагоги, относящиеся к той или иной категории, готовятся по разным учебным программам.
С принятием Закона «Об образовании учителей» в 1970 году проведена важная реформа, которая сыграла центральную роль в успехе финской системы преподавания. Подготовка учителей как для общеобразовательных школ, так и для вновь созданных средних поручена высшим учебным заведениям. Большинство университетов разделены на общенаучное и научное образование, а также на направления педагогического образования. В первом в качестве основной определена работа над проблемами проведения исследований и планирования в области общей науки и научно-образовательного процесса. Во втором основное внимание уделяется педагогическому образованию, то есть исследованиям в области преподавания.
Сегодня педагогическое образование в Финляндии ориентировано на научные исследования и сотрудничество. После реформы в 1979 году квалификация, необходимая для учителей средних школ, - степень магистра, требующая пяти лет обучения и практической работы. Это, во-первых, позволило объединить начальное и среднее образование; во-вторых, учителя начальных уровней стали соответствовать высоким академическим стандартам; в-третьих, преподаватели высших и средних школ также прошли подготовку в области педагогики.
Существуют базовые принципы учебной программы для учителей: независимость, ответственность и доверие. В основе финского педагогического образования лежит убеждение, что «учителя всех уровней должны быть не только независимыми специалистами, но и профессионалами в своей области». Таким образом, разного рода проблемы (педагогические, административные, семейные или общественные, даже местные производственные отношения) решаются независимо, в сотрудничестве с коллегами и местным сообществом.
Развитие этих качеств в учителе, с одной стороны, сделало профессию наиболее востребованной и престижной в Финляндии. С другой - это сформировало доверие, которое позволяет администраторам и политикам полностью доверять учителям задачи по разработке учебных программ и оценке учащихся.
Учителя и руководители школ играют ключевую роль в разработке учебных программ: педагогическое образование дает им хорошие знания и навыки. Кроме того, разработка учебных программ помогает систематически совершенствоваться, профессионально расти.
Независимость связана с принципом ответственности и доверия. И важно различать две основные цели, стоящие за этим принципом. Первая позволяет будущим учителям быть в курсе последних исследований в своей области, а также обогащать знания. Вторая подразумевает развитие учителей, то есть постоянное совершенствование их компетенций.
Цель педагогической научно-исследовательской деятельности в том, чтобы помочь учителям путем независимого мышления и логических аргументов решать проблемы, с которыми они могут столкнуться.
Как правило, студенты подают документы в вузы, которые им наиболее интересны. И на втором курсе им предлагается (если есть соответствие определенным критериям) обучение по направлениям педагогического образования. С третьего курса они начинают изучать педагогику и еще выбирают один из школьных предметов. В результате большинство учителей обычно преподают как минимум две дисциплины.
Проведем краткий сравнительный анализ педагогического образования в Финляндии и Узбекистане.
Например, в Финляндии для работы в дошкольных организациях требуется степень бакалавра. Чтобы стать классным руководителем в школе, необходимо окончить аспирантуру педагогического университета. Студент, не окончивший вуз, не имеет права преподавать в учебных заведениях.
Большинство учителей, преподающих в школах нашей страны, имеют степень бакалавра. А в дошкольных образовательных организациях много персонала со средним специальным образованием. Также преподают в школах и те, кто не окончил вуз.
Финская система образования построена на основе сильного доверия и открытости. Поскольку учителя определены как ответственные за качество и эффективность образования и пользуются доверием, их деятельность не контролируется.
У нас под постоянным контролем преподавательская деятельность учителя, качество и эффективность занятий. Анализ урока, проводимый руководителями образовательных учреждений, основан на контроле за деятельностью педагога.
В Финляндии работа учителей сосредоточена на новейших исследованиях в области образования. Педагоги постоянно работают над собой самостоятельно, занимаются научными исследованиями.
В наших школах можно на пальцах сосчитать учителей, которые занимаются научными исследованиями в области образования.
Теоретические аспекты образовательного процесса в Финляндии строго интегрированы в практику. Основоположниками реформ в дошкольном, школьном и высшем образовании являются учителя. Они имеют право вносить в национальную программу дополнения или кардинально ее изменять. Национальная программа дается системе образования страны в качестве установки. Обогащением содержания, внесением изменений, тематизацией занимается профессорско-преподавательский состав.
В наших школах делается акцент на теоретические знания, процесс их применения учащимися на практике идет медленно. Преподаватели проводят занятия на основе готовой программы. Образовательный процесс не отклоняется от тем, изложенных в ней.
За успехом финского образования стоят равенство, последовательные и совместные усилия. Некоторые из основных особенностей нынешней системы обучения связаны с реформами в области педагогического образования 1960-1970 годов. Среди них отмена «национализированных, стандартизированных» тестов. Финские школы не используют стандартизированные тесты для определения успеваемости учащихся. Для этого есть три основные причины. Во-первых, хотя практика оценивания прочно закреплена в национальной учебной программе, образовательная политика Финляндии уделяет первостепенное внимание индивидуальному обучению и творчеству как важной части деятельности школ. Поэтому об успехах каждого ученика судят, скорее, по его индивидуальному развитию и способностям, нежели по статистическим показателям. Во-вторых, разработчики образовательных программ утверждают, что необходимо укреплять практику учителей, а не обучающие программы, преподавание и тестирование в школах. Оценка учащихся в финских школах включена в образовательный процесс и применяется для улучшения деятельности преподавателей и учащихся в течение всего учебного года. В-третьих, академическую успеваемость учащихся в стране определяет школа, а не внешние оценщики.
Для устранения проблем в системе образования нашей страны важно усовершенствовать учебную программу, методики преподавания и систему оценки качества образования. При этом следует учитывать требования передового отечественного и зарубежного опыта, международных оценочных программ, а также выражать доверие учителям, которые несут высокую ответственность за свою работу.
Одил Куйсинов.
Проректор Международного университета Нордик, д.п.н., профессор.
Феруза Хамроева.
Доцент Узбекско-Финского педагогического института.









