Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) ежемесячно проводит анализ ситуации на автомобильном рынке Узбекистана.
В январе 2023 г., общее количество реализованных легковых автомобилей составило 118 тыс., с ростом к декабрю прошлого года на 18%. Значительный рост наблюдался в Самаркандской - на 85%, Ферганской - 44% и Наманганской областях - 31%.
По сравнению с январем 2022 г., количество продаж легковых автомобилей увеличилось почти на 20%.
Центр экономических исследований и реформ пересмотрел методологию сбора данных по автомобильному рынку за период 2021-2022 гг. В частности, дезагрегирован рынок легковых автомобилей и электромобилей от общего числа автотранспортных средств.
Напомним, в автотранспортные средства входят легковые (в том числе электромобили), грузовые и специальные автомобили, автобусы и микроавтобусы.
Таким образом, рынок легковых автомобилей за 2021-2022 гг. вырос в 2 раза с 647 тыс. (ранее 692 тыс.) до 1,3 млн (раннее 1,4 млн).
Ситуация на первичном и вторичном авторынке
Количество зарегистрированных автомобилей на первичном рынке за месяц выросло на 71%. По сравнению с январем 2022 г. рост первичного рынка составил 5,6%.
При этом, продажи новых автомобилей отечественного производства с начала года составили 23,4 тыс., увеличившись на 71% (по сравнению с январем 2022 г. - рост на 2%).
Продажи новых автомобилей иностранного производства составили 2,5 тыс., с ростом к декабрю 2022 г. на 75% (по сравнению с январем 2022 г. - рост на 60%).
В январе текущего года на вторичном рынке было продано 92 тыс. автомобилей, что на 8,9% больше, чем в декабре прошлого года. По сравнению с январем 2022 г. рост составил 24%.
Обзор рынка электромобилей
В январе 2023 г., продажи легковых электромобилей составили 431 ед., что на 3% (+13 ед.) больше по сравнению с декабрем 2022 г. Наибольшее количество реализованных электромобилей наблюдалось в г. Ташкент - 319 ед., Ташкентской - 44 ед. и Ферганской областях - 13 ед.
По сравнению с январем 2022 г., количество продаж электромобилей увеличилось на 85% (+198 ед.).
Растущий спрос на легковые электромобили обусловлен освобождением электромобилей от уплаты таможенной пошлины, акцизного налога и автотранспортных сборов. Так, с 2021 г. по 2022 г. рынок вырос в 3 раза, с 1,7 тыс. до 5,9 тыс. легковых электромобилей.
По оценкам ЦЭИР, прогнозируется дальнейший рост рынка электромобилей за счет предпринимаемых правительством мер. В частности, предусмотрена поддержка организации отечественного производства электромобилей и запасных частей, а покупателям будет выплачиваться компенсация на покрытие процентов по кредиту на покупку отечественных электромобилей.
Кроме того, с целью стимулирования производства электромобилей, в Узбекистане в 2023-2025 гг. планируется приобретение электромобилей государственными органами, местными хокимиятами и предприятиями, государственная доля в которых не превышает 50%.
Справочно: Обзор рынка автомобилей Узбекистана - одно из направлений исследований ЦЭИР, в котором представлена динамика продаж легковых автомобилей и электромобилей как отечественного производства, так и иномарок. Данные представлены как за отчетный месяц, так и за период с начала года по отчетный месяц. Кроме того, для отслеживания динамики рынка приводятся данные за аналогичный период прошлого года.
Дарья Мирошникова,
Центр экономических исследований и реформ.









